Цифровизация «не работает»? – Ищем причины

Блог Форсайт

Алексей Выскребенцев

Переход «на цифру» для бизнеса – не просто важная задача: на рынке сложился момент – окно возможностей – когда компании могут принять решение об изменении бизнес-модели, внедрении новых или трансформации действующих бизнес-процессов.

В «Форсайте» большая практика по исследованию рынка: мы общаемся с представителями бизнеса, которые занимаются его цифровизацией, анализируем опыт использования технологий обработки и управления данными, реализуем пилотные проекты на базе наших продуктов. Этот «кругозор» позволяет выделить несколько тенденций реализации проектов по цифровизации и обозначить моменты, которые могут стать препятствиями при их внедрении. Речь о рисках, которые возникают при цифровизации в отрыве от бизнес-задач и анализа технологической инфраструктуры организации и из-за ошибок в «настройке» технологий.

Если еще несколько лет назад было популярно «тестировать» новые технологии – компании активно внедряли пилотные проекты с трендовыми инструментами, то в последние пару лет настроения стали серьезнее: организации рассматривают проект по внедрению софта как инвестиционный, ожидают возврат средств на цифровизацию в течение 3-5 лет после внедрения и выбирают решения, которые могут принести новые конкурентные преимущества.

Кроме того, мы наблюдаем отход от тактики «шаблонной цифровизации», когда организации пробовали копировать опыт внедрения инструментов по работе с данными. Опыт показывает, что нет единого подхода к разработке диджитал-стратегии и к ее внедрению, даже если это «очень похожие компании» одной отрасли – детальный анализ нужен каждый раз.

Успешные кейсы цифровизации – это результат тщательного анализа бизнес-модели, определение «узких» мест бизнес-процессов компании, где снижается эффективность, теряются деньги.

Еще один момент, который отнесем к разряду рисков – это неподготовленная инфраструктура для внедрения продвинутых инструментов работы с данными. Например, заказчик хочет мощный инструментарий для работы с данными, а данные не собраны или технологическая инфраструктура не настроена. На рынке время от времени такие ситуации встречаются: организация закупила ПО, но аудит инфраструктуры не провела. После внедрения софта для работы с данными оказывается, что данных нет. По разным причинам: не подготовлено хранилище, нет интеграции, или интеграция по каким-то причинам на этом этапе невозможна. Требуются дополнительные затраты, чтобы «заработало».

В «Форсайте» я отвечаю за пресейл-практику: помогаю заказчикам на нашем ПО тестировать те или иные гипотезы, которые просчитываются заранее и направлены на выработку решения, которое помогает повысить эффективности бизнеса. Первое, что мы делаем в рамках пилотных проектов – смотрим, какими источниками данных располагает организация, какая структура данных, как компания собирает данные, как хранит, какие процессы описывает, какой потенциал имеет при изменении подходов к обработке данных. В некоторых случаях, есть возможность оптимизировать хранилище данных и сэкономить компании очень большие суммы – мы такие советы даем и помогаем реализовать проекты.

Другая ситуация с аналогичным результатом – это когда инструментарий внедрили, он работает, а запланированного эффекта не приносит, потому что в компании софт – новый, а бизнес-процессы – прежние. Как результат – выгода от «цифровизации» не получена, опыт внедрения ПО оценивается как неуспешный.

Для того, чтобы объединить ИТ и бизнес, компании создают центры цифровизации, цель которых – повышение эффективности бизнеса за счет внедрения ИТ-технологий и инструментов. Чтобы обеспечить цифровой прорыв недостаточно только инновационных технологий: нужно менять логику всех процессов, подход к работе сотрудников. Если этого не сделать – компании будут отставать после внедрения цифровых проектов.

Еще раз подчеркну, что цифровая трансформация в организации начинается не с закупки дорогостоящего программного обеспечения и инфраструктуры, и не с анализа всех массивов данных, а с определения целей, которых можно достигнуть средствами аналитики, а также тестирования концепций для обеспечения «быстрой победы». На рынке множество кейсов, когда у заказчика накоплен огромный массив информации – сотни миллионов записей, а при целеполагании и сведении данных в рамках этой цели, оказывается меньше тысячи наблюдений.

Настройка и поддержка стабильной работы внедренного софта – еще одно важное направление, которое нужно учесть. Многие процессы в организациях уже цифровизированы, оцифрованы – возрастает риск кибер-угроз, ошибок настроек их работы и т.д. На рынке уже есть кейсы, когда компании из-за ошибки в алгоритмах технологии машинного обучения теряют возможную прибыль. Также думаю, что в течение 2-3 лет остро будет стоять вопрос информационной безопасности. Сейчас объём рынка решений в этой сфере не такой большой, но в ближайшее время он вырастет. По оценкам КМПГ, вопросы кибербезопасности приобретают все большее значение: в этом году 56% респондентов указали ее как приоритет совета директоров по сравнению с 49% в прошлом году.

Также компаниям важно сфокусироваться на стабильности существующих технологий. В ситуации, когда все ключевые процессы переведены «на цифру», неустойчивость работы ИТ-систем может поставить под угрозу весь бизнес. Поэтому поддержание стабильной работы программного обеспечения – ключевая задача, которая сегодня приобретает приоритетное значение. Это нужно иметь в виду на любом этапе цифровизации. С нашей точки зрения, в цифровую эпоху эта тема будет иметь такой же вес, как и вопросы стратегического развития. И задача руководства – найти баланс между задачами повышения эффективности и базовыми задачами по сохранению стабильности работы технологий. В этом случае все усилия, направленные на цифровые преобразования, дадут максимально полный результат.

Комментарии

Email не будет опубликован.
Подробнее о политике использования персональных данных